Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (11.23 Mb) ] | 24.07.2015, 22:00 |
Каждая школа стоит перед проблемой создания идеи такой программы. Варианты построения программы бывают различны и могут иметь как плюсы, так и минусы.
В нашем лицее создан междисциплинарный курс "Я умею!", в рамках которого у школьников формируется умение проводить проектно-исследовательскую деятельность и развиваются универсальные учебные действия. Есть опыт практико-ориентированных проектов «Школьное телевидение», «Лицейская информационная газета», «Глобальная Школьная Лаборатория». И у нас появилась идея усилить практическую направленность курса формирования УУД и вынести его за стены школы, в загородный лагерь.Мы назвали его «Я учусь у природы». Почему же нам стало интересно вынести курс формирования универсальных учебных действий за стены школы? Именно на практике происходит реальная интеграция содержания различных учебных дисциплин и находят применение универсальные учебные действия. Итак, идея курса - формирование у школьников умения проводить исследования в условиях загородного лагеря, организовывать совместную работу, т.е. развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД. На слайде отображены цель и планируемые результаты. В прошлом году наш проект проходил апробацию в Детском оздоровительном лагере имени Володи Дубинина. Находясь в лагере, ученик изучает несколько модулей, в зависимости от возраста и профильной направленности класса. Программа состоит из нескольких модулей - «Математика вокруг нас», «Поделки от природы», «Письма из леса» (работа с текстом) и другие. Каждый модуль в проекте «Я учусь у природы» состоит из 7 занятий. Мой модуль называется «Нескучная география». Усвоив материал модуля, школьники
Занятия в Модуле «Нескучная география» объединены идеей – создать географический портрет Лагеря, в котором ребята будут жить. Каждый день будет добавлять к этому портрету свои элементы. Начнется наша работа с создания основы – географического плана лагеря. Методом маршрутной съемки ребята определяют местоположение различных лагерных и природных объектов.Во второй день вместе со школьниками мы займемся гидрографией – будем изучать реки, которые протекают по лагерю – Малую Кокшагу и Студенку. Запуская кораблики и используя подручные материалы, мы определим скорость течения и ширину реки, мутность воды и другие характеристики. Каков состав почвы в нашем лагере? Роем шурфы, находим обрывы с открытыми почвенными горизонтами, описываем их, составляя словесный портрет почвы.Создаем в лагере свою метеоплощадку. В ней будут приборы для наблюдения за природными явлениями, сделанные своими руками – дождемер, барометр, флюгер, термометр, эклиметр. Мы – гости в лагере. А кто хозяева? В первую очередь – это растения, которые растут на территории лагеря. Составляем план растительного покрова.Находясь в лесу, нужно знать основные правила выживания, ведь современный городской школьник, оказавшись наедине с природой, часто не может провести элементарных действий: разжечь костер, добыть питьевую воду, сориентироваться по местным признакам и т.д. Будем учиться этому! Наступает последний день нашей смены. Все ребята примут участие в коллективной поисковой игре, в которой им понадобятся знания и умения по всем модулям: работать с текстом, решать математические задачи практической направленности, создавать поделки из природных материалов, ориентироваться на местности, читать карту и т.д. Для контроля развиваемых универсальных умений помимо наблюдения будет отслеживаться заполнение рабочих журналов. Будут проведены анкетирование и психодиагностика. И, конечно, мы оценим то, как будут выполняться задания во время поисковой игры. Думаем, такой мощный заряд практической деятельности, полученный в лагере, позволит школьникам в дальнейшем прийти к серьезным исследованиям и стать активными участниками научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад. Ведь даже исследования, проводимые на пришкольном участке, позволяют учащимся добиваться высоких результатов. Мои методические материалы помогут любому учителю грамотно и четко организовать подобный курс у себя в школе, в пришкольном лагере или в походе. Какие риски проекта мы увидели? Во-первых, нужно сделать своими союзниками родителей: убедить в важности идеи обучения на природе, в походных условиях. Во-вторых, поскольку в условиях лагеря мы особенно зависим от погоды, необходимо продумать, как организовать работу в непогоду. Мною подготовлены дидактические материалы – видео, фото, карты и продуманы опыты и эксперименты, которые можно провести в помещении с сохранением тематики. В-третьих, необходимо усилить меры безопасности. А также привлечь студентов-вожатых для помощи в проведении полевых экспериментов. В чем же новизна нашего проекта? В содержании мы отбираем практико-ориентированные задания, в методических приемах отдаем предпочтение практическим исследованиям в природных условиях, дети работают в малых группах в природной среде. Для организации исследований учитель использует материально-техническую базу лагеря, школьные приборы и авторские дидактические материалы. Все это очень важно! Но самое главное… … Каждый из нас чаще всего видит своего ученика, сидящим за партой, а как важно увидеть его с разных сторон, другими глазами, и ученику дать возможность поучиться в «другой» школе – в природе. А «Нескучная география» поможет ученикам лучше понять слова Ануана Де Сент-Экзюпери из «Маленького принца»: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
| |
Просмотров: 1163 | Загрузок: 36 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 4 | |
| |