Главная » Файлы » Мои файлы |
04.08.2015, 06:19 | |
По правилам экскурсионного дела, мы ставим главную цель помощь экскурсанту увидеть, услышать и ощутить всё, что имеет отношение к зимним явлениям в природе, через активное использование методик показа и рассказа, применения практических приёмов способствующих развитию универсальных учебных действий младших школьников. Основными задачами в исследовании мы ставим, развитие наблюдательности, закрепляя интерес к изучению природы Малой Родины, продолжение формирования понятий о взаимосвязи растений и животных организмов с окружающей средой, получение и закрепление знаний из разделов «Окружающего мира», как пропедевтического курса физической географии. В ходе экскурсии в группах развивается дисциплина, внимательность и командный дух. Проблему обеспечения устойчивого внимание к теме, к показу и рассказу на протяжении всего маршрута решается через применение игровых вопросов-заданий: по фотокадрам определить зимние явления, разгадать загадки о деревьях школьного двора, восстановить по следам в настоящем цепочку событий из прошлого. Максимальная оценка объектов и явлений природы (10 маршрутных точек), задействованных в экскурсии, получена за счёт их познавательной ценности, выразительность, которая, прежде всего, заключается в возможности видеть общедоступные объекты напрямую связанные с жизнью каждого лицеиста. Через ощущения и восприятие при непосредственном контакте с окружающим миром ученик наилучшим способом получает знания и представления об окружающем мире. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Преобладание визуального источника знаний сопровождаемым рассказом экскурсовода является основой нестандартности в обучении предметов естественного цикла. Природоведческий практикум «Зимние явления в природе» позволяет ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений: изменение температуры воздуха в зависимости от сторон горизонта, зависимость глубины залегания снежного покрова от рельефа школьного двора, наличии препятствий на пути основных ветров. На этапе проведения экскурсии «Путаница» организованы ситуации, в ходе которых у детей будет развиваться умение выделять существенные признаки отличий инея от измороси, гололёда от гололедицы, снегопада от метели, а умение видеть природу такой, какая она есть в действительности, позволит с лёгкостью решить фотовопросы на распознавание данных зимних явлений. Мультипликативность практикума несёт главную практическую значимость исследования. Экскурсионная записка Общие характеристики маршрута: 1) Место проведения: школьный двор лицея №11 (основная часть экскурсии) на юго-запад от входа в школу, на восток вдоль ул. Пушкина к набережной на р. М. Кокшага; 2) Территория маршрута: содержит необходимые элементы для демонстрации зимних явлений в природе на антропогенном участке, т.е. подвергающимся влиянию человека, развитой инфраструктуры, хозяйственных построек, искусственных насаждений; 3) Длина маршрута: общая длина маршрута- 1200 м.; 4) Продолжительность по времени: не более 45 минут (урок); 5) Целевая аудитория – обучающиеся начальных классов 3-4 классы; 6) Цели: познакомить детей с объектами и зимними явлениями в природе в естественных условиях; 7) Задачи: развивая наблюдательность, закрепляя интерес к изучению природы Малой Родины, продолжить формирование понятий о взаимосвязи растений и животных организмов с окружающей средой, получить и закрепить знания из разделов «Окружающего мира», как пропедевтического курса физической географии, продолжить развитие дисциплины, внимательности, командного духа в экскурсионных группах. 8) Оборудование: спиртовые или цифровые термометры (3 шт.), длинные пруты, зонт, снегомерные рейки/ метровые линейки (3 шт.), лопатки для копания снега (3 шт.), мерная кружка (3 шт.), лупы (мин.6 шт.), корм для птиц, мячик для физкультминутки; фотоаппарат (1 на группу), распечатка фотоматериалов, условных знаков для обозначения реки на топокарте, красный флажок для пересечения дорог. Введение. В классе постановка целей, задачей, знакомство с информационными точками (вручение карты маршрута с заданиями для команд), инструктаж по правилам безопасного поведения на скользких поверхностях и на берегах рек с тонким льдом, разбивка по командам (назначение командиров и раздача оборудования, необходимые для выполнения заданий на точках). Описание информационных точек 1.Температурная.Экскурсовод. Напоминаем правила пользования термометрами (цифровыми, спиртовыми и ртутными) Измеряем температуру воздуха в разных условиях в один и тот же час на соседних участках. Вывод: показания термометров отличаются. Какие показания признать истинными? Сравнить с температурой воздуха из СМИ. Задания командам: Измеряем температуру воздуха на высоте вытянутой руки: у южной стены школы( у магазина «Прометей»), у зарослей кустов и деревьев, на открытом участке. 2.Сугробная. Экскурсовод. Рассказываем о положительной роли снега в сохранении растительного покрова и обогрева земной поверхности зимой. Знакомим с правилами работы со снегомерными рейками. Предлагаем гипотезу, как может зависеть глубина снега на разных участках на снимке от направления и силы ветра, от неровности земли. Задания командам: Измеряем глубину снежного покрова нетронутого снега у южной стены школы( у магазина «Прометей»), у зарослей кустов и деревьев, на открытом участке. 3.Ориентирование. Экскурсовод Знакомство с основными способами ориентирования на местности Постановка общей задачи: без солнца, без компаса определить стороны горизонта, т.е. по местным признакам, которые есть на школьной площадке. 4.Снежинка. Экскурсовод рассказывает о короткой жизни снежинки, о правилах работы со снежинками: если идёт снегопад, то ловим снежинки на варежку, на металлическую холодную пластину, если снегопада нет, берём образцы с верхнего слоя снега. Задания командам: рассмотрев через лупу снежинки, определяем их по классификационным таблицам. 5.Следы прошлого в настоящем. Экскурсовод На материале следов вокруг (птиц, животных, человека) знакомство с технологией их определения. Задания командам: разгадывание фотозадач: на определение цепочки событий. 6.Процессная. Экскурсовод Сравниваем температуру в толще снега на разной глубине. В толще снега протекают видоизменения кристаллов льда под действием силы тяжести, межмолекулярного взаимодействия и процессов испарения. Общая задача: После измерения температуры в разных слоях снега предположить последствия данных температурных изменений (более плотный снег снизу, чем больше снега, тем выше температура у нижних слоёв, тем больше изменений в снежинках) 7. Путаница. Экскурсовод рассказывает о различиях в таких зимних явлениях как гололёд, гололедица, иней, изморось, снегопад, метель и т.д. Задания командам: по фотокадрам определить зимние явления. 8. Древесная. Экскурсовод раздаёт загадки о деревьях, которые растут на школьном дворе: ели, лиственнице, берёзе, клёне. Задания командам: ребята в течении 1 минуты должны подбежать к этому дереву и рассказать, как оно переживает зиму, как приспособилось к частым переменам погоды. 9.Облачная.(на открытом небосводе над рекой) Экскурсовод От характера облачности зависит поступление тепла и света к почве и растениям, согревание воздуха, а значит, и благополучие растений и животных. Предположите, как именно облачность влияет на количество поступающего солнечного света и тепла? Форма и подвижность облаков могут явиться признаком грядущей перемены погоды Общее задание: Составление общего «Словесного портрета облаков» по плану: облачность, расположение облаков, тип облаков, цвет облаков. 10. Ледоставная. Экскурсовод Напоминание правил поведения на водоёмах. Знакомство с процессом замерзания реки, временем ледостава на реке Малая Кокшага. Задания командам: определение ширины реки (с помощью шнурка), знакомство с условными знаками топографической карты связанными с рекой, мостами (общее). Заключение. Играем по возвращению с набережной на школьном дворе при помощи мячика в игру «Вопрос-ответ». Учащиеся становятся по двое и бросают друг-другу мячик с вопросом по теме экскурсии – словивший отвечает. Возвращаемся в класс, подводим итоги экскурсии, определяем чему мы научились (составлять словесный портрет снежного покрова, облаков; измерять глубину снега и температуру снега на разной глубине; исследовать зависимость глубины снежного покрова от рельефа местности; исследовать скорость испарения снега при разной температуре воздуха и при разной скорости ветра; ориентироваться разными способами; различать иней от изморози, гололёд от гололедицы, снегопад от метели и позёмки; находить следы прошлого в настоящем; различать главные деревья, растущие на школьном дворе и определять по следам птицы, которые зимой здесь обитают; читать условные топографические знаки). Подсчитываем предварительное количество баллов в командах, проводим рефлексию по итогам экскурсии. Итоговые результаты командных соревнований после выполнению домашнего задания. Варианты домашнего задания: задания по командам 1.Можно ли есть снег? Наберите в кружку снег, занесите в тёплое помещение, подождите, пока снег растает, возьмите воронку на дно положите ватный тампон, воронку вставьте в стакан и перелейте талую воду через воронку. Сфотографируйте ватный тампон с тем что на нём осталось. 2.Греет ли шуба? Измерьте термометром температуру воздуха в комнате и заверните его в шубу. Через час сравните показания: если одинаковы - не греет, если показания термометра, завернутого в шубу, выше показания термометра в комнате, то греет 3.Следы зимних явлений прошлого в настоящем. Найдите на школьном дворе лицея №11, в своём дворе, по пути домой следы зимних явлений прошлого в настоящем (оттепели, сильного ветра, прилёта птиц, ранее образовавшегося гололёда…). Сфотографируйте, составьте к фото вопросы, расскажите о них в классе. | |
Просмотров: 1106 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |