О проекте длиною в год
Проект «Школьное телевидение» - школа обучения проектной деятельности
с использованием информационных технологий
Одно из направлений Федерального Стандарта для дисциплины «Информатика» является формирование умений применения информационных технологий в различных областях: технологии, управлении, социально-экономической сфере. Особенность нового стандарта - это деятельностный подход, который предполагает, что обучающийся должен овладеть ИКТ, чтобы решать любые задачи в любых жизненных ситуациях. Для этого выпускник должен уметь работать в проектном режиме: выдвигать гипотезы, инициировать принятие решений, планировать свою деятельность для достижения поставленных задач, работать на результат, а также анализировать свою работу и выбирать оптимальный вариант решения.
Говоря об умении школьников работать в проектном режиме, мы предполагаем различные формы. Это может быть учебный проект на уроке, исследовательская работа после уроков, а также различные варианты внеурочной деятельности. Среди последних наиболее известными являются организация передач школьного телевидения. Поскольку лицей обладает ИКТ-насыщенной средой, обучающиеся имеют возможность использовать оборудование для этих проектов. Однако нельзя сказать, что проблем не существует.
В связи с физико-математическим профилем лицея, обучающиеся очень загружены учебой: уроками, элективными и спецкурсами и т. д. В этом случае представляется невозможной организация проектной деятельности в форме «клуба по интересам», когда школьник является членом редколлегии или съемочной группы и постоянно занят таким проектом, как это происходит в других учебных заведениях.
При выпуске передач телевидения в «клубном» варианте занято ограниченное количество детей. Кроме того, у каждого в этом случае есть своя «роль»: кто-то хорошо снимает, кто-то занимается версткой или монтажом и т. д. Однако мы хотели бы, чтобы в этом процессе было занято как можно больше детей, которые могли бы выполнять различную работу. Идёт активный процесс социализации личности обучающегося, воспитывается умение работать в команде.
Участие в проектной деятельности по выпуску телевизионных передач предполагает дополнительное обучение не только «технической» работе в новых информационных средах, но и обучение «содержательным технологиям» - журналистике, организации опросов, интервью, менеджменту, рекламе и т.д. Однако в школе может не быть специалистов такого уровня.
Как правило, выходя из стен школы, школьник имеет смутное представление о своей будущей профессии. Работа в представляемых проектам дает ему реальную возможность попробовать себя в той или иной деятельности не только в теории, но и на практике.
Таким образом, возникла идея организация выпуска школьного телевидения, которое функционировало бы как «школа обучения проектной деятельности с использованием информационных технологий». При таком подходе были сделаны следующие шаги:
Организовано обучение «технической» стороне издательской и телевизионной деятельности – обработке видео и компьютерной верстке в форме проведения элективных курсов, семинаров, а также включение в программу курса «Информатика и ИКТ» тем, связанных с изучением MX Flash, Windows MovieMaker.
Обученная «бригада» 8 – 11 классов дежурит в течение недели, за это время дети готовят телевизионную программу на 30 минут, в которой отражается школьная жизнь, представляются тематические рубрики, сюжетные ролики, а также записанный «студийный» вариант передачи, для которого пишется специальный сценарий.
В проекте «Школьное телевидение» в первом полугодии участвуют школьники 8-11 классов, во втором полугодии – 8-10 классов. За 2017-2018 учебный год подготовлено 20 передач и данный ролик. Школьные новости выходят по вторникам, с 7.30 до 8.00, повторяются в перемены и в пересменку, с 13.00 до 14.00.
Передачи представляются на родительских собраниях, «проигрываются» на классных часах, программа передач выставляется на сайте лицея и моём личном сайте.
Результаты проекта:
- Реализована возможность социализации и профориентации обучающихся с 6 по 11 класс.
- Проведено обучение верстке и макетированию газеты, обработке видео.
- Работает постоянно действующий семинар «Как стать журналистом».
- Еженедельно готовится и выходит видеопередача, созданная дежурной бригадой 8-11 классов.
- Формируются навыки проектной работы с использованием ИКТ, в которой заняты учащиеся, классный руководитель, родители, кураторы проекта.
В целом проект оказался общественно-значимым для лицея, поскольку позволил расширить сферу применения ИКТ в жизни детей. К сожалению, качество роликов ограничено тем, что мы используем в своей работе непрофессиональное оборудование и неспециализированное программное обеспечение для обработки и монтажа видеофрагментов.
Если Вы заинтересовались проектом, то предлагаю Вам посмотреть "видеоинструкцию" представленную ниже в ссылке
Ролик "Как создать телевидение за 7 дней"
Моделирование «взрослой» жизни в выпусках школьного телевидения пробуждает познавательную активность школьников, погружает в реальную интересную работу, учит ответственности и социальной устойчивости. Еженедельные выпуски школьных новостей по сути информационная модель, записанная и смонтированная с помощью ИКТ. Внутреннее наполнение сюжетов - итог работы по принципам моделирования.
Рассмотрим этапы моделирования на примере создания ролика «Прогноз погоды»:
- Определение тематики данного выпуска «Зимний календарь. Приметы и поговорки зимы».
- Планирование вопросов, раскрывающих сюжетную линию( Какие поговорки и народные приметы зимы мы знаем? Какие из них легче представить в видеоряде? Какая фоновая музыкальная композиция будет использована?).
- Предварительный сбор информации, реквизита, необходимого для сюжета, распределение ролей в видеоролике.
- Планирование времени съемки и сроков монтажа ролика.
- Контрольное обсуждение готового материала с проверкой, насколько точно мы отразили в ролике обязательные элементы, корректировка и внесение замечаний по звуку, видеоматериалу.
- Заканчиваем работу по моделированию «Прогноза погоды» показом незаинтересованным лицам, одноклассникам.
Ролик "Прогноз погоды"
На фото Кудрявцева Екатерина, сегодня выпускница МГУ по специальности тележурналистика, дает первый автограф в родной школе. Благодаря занятиям в кружке «Школьное телевидение» у Екатерины зародилась первая искорка интереса к профессии журналиста-ведущей. Сегодня она телеведущая на каналах ГТРК Марий Эл и Россия 1, корреспондент «Олимпийского канала новостей» XXIII зимних Олимпийских игр в Южной Корее
Видеорепортажи Кудрявцевой Екатерины