Главная » Файлы » Мои файлы

Обучение через географическое моделирование
03.08.2015, 00:39

 Почему-то на вопрос, какой предмет был в школе самый любимый, мне часто отвечали география и улыбались  в ответ, погружаясь в приятные воспоминания школьных лет. Действительно, очень часто география ассоциируется у всех с затертой картой, висящей на стене,  и учителем с указкой возле неё. Попробуем опровергнуть стереотипы!

        Образовательный процесс сегодня - это не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций школьников, готовности к постоянному переобучению и совершенствованию в течение жизни. Сегодня я вижу цель  своей работы  в  формировании географического мышления школьника как особого способа познания и понимания своего места в современном мире.

    Проблема формирования  географического мышления школьника сегодня приобретает особую педагогическую значимость, и решение её в полной мере зависит как от системы образования в целом, так и от меня, как учителя географии. Педагогической технологией, наиболее полно реализующей поставленную цель, является моделирование - активный метод познания на основе  деятельностного подхода в обучении географии.

Модели́рование —  это исследование объектов на их моделях, предполагающее построение и дальнейшее изучение построенных моделей объектов, процессов  или явлений. 

Требования, предъявляемые к результатам обучения выпускников школы по географии,  высоки: общество заинтересовано в людях, которые не только обладают широким географическим кругозором, но и умеют применять географические познания на практике.

Каждый ученик, вне зависимости от начального уровня подготовленности,  должен пройти через различные варианты моделирования, начиная от  более простого (работа с текстом и заполнение таблицы по материалам учебника) или модуля с явным, общеизвестным алгоритмом решения, до моделирования решения географических задач исследовательского характера и прогнозирования.

Моделирование  позволяет:

  • повысить мотивацию школьников к  учебной деятельности;
  • сформировать познавательную самостоятельность школьников;
  • развивать системное мышление учащихся;
  • проявить индивидуальные способности каждого ребенка;
  • повысить эффективность урока;

 и таким образом, достичь высоких  предметных, метапредметных и личностных результатов в образовательной деятельности учащихся. Рассмотрим  варианты  географического моделирования,  представленные  в виде двух кластеров: предметного и социального.

Картографическое моделирование

Карта – это альфа и омега географии. Обычная ситуация на уроке – подойти к карте, покажи указкой реку, подпиши название на карте – традиционна, но не имеет больших возможностей в современном школе.  Активизировать все виды восприятия школьников, связанные с изучением географической карты на моих уроках помогло моделирование в среде «1С: Конструктор интерактивных карт».

Используя инструменты компьютерного моделирования, мы с учениками создаем свои собственные карты, например, карты Малой родины, анализируем климатограммы, решаем интерактивные задания на контурной, физической и  топографической картах. Этот опыт обобщен в выступлениях на  Международных научно-практических конференциях и  в публикациях. До сих пор существует проблема создания атласа Республики Марий Эл. Но, используя по крупицам собранные малочисленные источники информации, нам удалось на базе 1С-конструктора создать авторский «Атлас Республики Марий Эл» в интерактивных моделях.Благодаря компьютерному моделированию, старые советские контурные карты получают вторую жизнь.

 Моделирование прогноза

Одной из задач предмета «География» является формирование умения составлять прогнозы явлений и процессов на основе космических снимков, словесных описаний. Мною разработаны модели для дешифрирования снимков поверхности Земли для анализа, как прошлого, так и будущего представленного события.Перед вами на слайде вершина горы Килиманджаро, которая полвека назад  имела снежную вершину, а  сегодня лишена снеговой шапки. Почему это произошло? Что будет через 100 лет? Школьникам предлагается совершить географическое открытие: составить модель процесса, определить причины деградации снежного покрова и составить прогноз на будущее.

Моделирование  маршрут-заметок

Интересный вариант моделирования был реализован на интегрированном уроке географии  и литературы  «Дорогами Тараса Бульбы». По текстам из повести школьникам предлагалась «положить на карту» сюжет произведения, т.е. проанализировать передвижение главных героев, внимательно изучить сцены-описания происходящих событий, проложить маршрут и рассчитать расстояния,  а также определить координаты населенных пунктов, описанных писателем в произведении.

Моделирование через схемы-опоры

При моделировании схем-опор учащиеся анализируют различные источники информации: карты, справочники, энциклопедии.При этом важно выделить главные, существенные признаки, систематизировать информацию, сделать ее компактной и понятной.Перед вами на первом рисунке схема опоры, которая создана по теме «Природные районы России. 8 класс», на ней представлена символьно-знаковая модель Урала. Согласно  федеральным государственным стандартам, география в нашем лицее изучается с 5 класса.  При создании второй представленной схемы перед пятиклассниками стояла другая  задача – создать модель жизни на фантастической планете по заданным параметрам.

Модели – макеты 

Макетирование и создание объемных моделей, муляжей, макетов позволяет получить ясное представление о процессах и объектах. На уроках географии и после уроков мои ученики проводят интересные исследования с целью создания простейших географических приборов своими руками. Здесь важен не только результат, но и процесс создания модели. На слайде вы видите модель солнечных часов и эклиметр – прибор для определения угла наклона солнечных лучей.

Геолаборатория: online-моделирование

Уже пять лет мы с  учениками участвуем в работе  международной глобальной школьной лаборатории «ГлобалЛаб». На основе реальных опытных испытаний школьники совершили множество «открытий»: например, научились читать следы птиц на снегу, узнали, что иней и «изморозь» - это разные явления, научились описывать облака. При исследовании слоев  почвы на школьном дворе вокруг «юных географов» собирались целые экскурсии из лицеистов. Даже нашлись почитатели из младших школьников. По итогам исследовательской работы наша команда стала победителем проекта и была награждена комплектом датчиков от компании Фурье.

Математическое моделирование

Интересный вариант моделирования экономических процессов был реализован при изучении темы «Трудовые ресурсы мира». Десятиклассники создавали совместные интернет - модели изменения экономической активности населения в различных странах мира на основе математической статистики. Для этого использовали возможности сервисов google для совместной работы: индивидуальная работа каждого ученика  над элементом модели   в итоге давала общий результат в виде графиков и диаграмм, сохраненных в облачных сервисах сети интернет.

Аналитическое моделирование

Как перевести сухой язык цифр в образ? Ответ на этот вопрос  был найден на уроке экономической географииСоединив пространственные  закономерности размещения главных зерновых поясов на карте мира, школьники создали многоликий портрет хлеба насущного: ароматный пшеничный хлеб у жителей Канады, хлеб с морской нивы у японцев, хлеб, выкопанный из земли у нигерийцев.

Особое место в моей работе занимает социальное моделирование – возможность создать образцы, модели  реальных отношений, поведения школьников, оценки ситуаций и поступков с точки зрения принятых в обществе норм и ценностей. Системным элементом в моей работе является обучение ребят применению широкого спектра аналитического инструментария – опросов, интервьюирования, анкетирования, социально-географического моделирования и др.

Так, в  исследовательском проекте для пятиклассников «Мой безопасный путь домой», школьнику, который только окончил начальную школу,  необходимо составить карту своего безопасного во всех отношениях передвижения из лицея домой с учетом светофоров,   нерегулируемых переходов,   дворовых тропинок и топографических особенностей местности. Такой проект стал традиционным у наших пятиклассников.

Моделирование – ситуации «Экстремальный Интернет»

Очень часто сегодня мы говорим о готовности школьников к решению реальных практических задач, использованию теоретических знаний в конкретных жизненных ситуациях. Формированию таких навыков  способствует моделирование различных ситуаций в игровой форме. Уже три года я практикую проведение в старших классах командной игры «Экстремальный Интернет». Дети должны при помощи Интернет - ресурсов создать модель выхода из различных ситуаций:  например, передать нужную информацию, решить экономические задачи с использованием электронного конвертора валют,  суметь сориентироваться на местности, используя гугл-карту и т.д. При этом школьники используют Интернет как источник информации и различные виды технических устройств  для решения поставленных задач.

Экскурсия или поход: модель путешествия

Какая же география без путешествий, экскурсий, походов! Каждый год мы выезжаем с ребятами на озера и реки нашей республики, изучаем родной город. При этом школьники становятся наставниками малышей, примеряя на себя роль экскурсоводов. На слайде Гордеев Кирилл, ученик 6 класса, рассказывает, как определить с помощью шнурка ширину реки, не переплывая ее.

Социальное моделирование: проект, длиною 5 лет –  «Школьное телевидение»

Возможность реализации теоретических знаний,  социализации и профориентации у школьников с 8 по 11 класс заложена в глобальном проекте нашего лицея «Школьное телевидение», которым я руковожу. Это сегодня переход от академического образования к практико-ориентированному подходу в обучении заложен в Стандарте. Мы начали реализацию этого подхода, еще шесть лет назад. Моделирование «взрослой»  жизни в выпусках школьного телевидения пробуждает познавательную активность школьников, погружает в реальную интересную работу, учит ответственности и социальной устойчивости. На слайде вы видите ежегодную церемонию награждения лучших сюжетов «ТелеОскар».

Каковы же результаты моей деятельности на основе применения принципов моделирования? Они различны: это и высокий балл предметных достижений, активное участие школьников в конкурсах, победы и призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников. Применение принципов географического моделирования позволяет развивать умение вести самостоятельный поиск,   отбор и анализ информации, планировать и корректировать свою деятельность, обобщать результаты. Это доказывает активная исследовательская деятельность моих учеников. «Определение географического центра города Йошкар-Олы», «Готовимся к зиме: что выбрать: пуховик или шубу», проект ГлобалЛаб «Кухня погоды»,  «Заоблачные дали – создание аналитического портрета атмосферы над нашим городом», «Гидрология реки Малая Кокшага» и другие проекты стали лауреатами и победителями Республиканских, межрегиональных, международных конкурсов. Школьники не только раскрывают связь теории с  жизнью в нашей республике, но и формируют свою гражданскую позицию, учатся гордиться  своей Малой Родиной.

       Моя работа как учителя всецело связана с просветительской  и экспертной деятельностью. Я  являюсь членом всероссийском географического общества,  членом жюри Всероссийской олимпиады муниципального и республиканского этапов, член предметной комиссии ОГЭ и ЕГЭ,  экспертом НИИ мониторинга образования в РМЭ  по предмету "География".  Именно поэтому я  понимаю важность и необходимость в применении метода географического моделирования.

       Математику после школы могут забыть, языком чаще всего пользуются интуитивно, а географии учатся и после школы. Учатся все: и те,  кто облетел полмира и те, кто остался в родном городе. Сегодня кто-то изучает почвоведение на даче, кто-то знакомится с геоботаникойй, выращивая комнатные растения, кто-то летит на край света, становясь специалистом по страноведению.Но всех нас объединяет география, наука, которая раскрашивает мир в яркие цвета.

Автор Царегородцева Янина Валерьевна

Категория: Мои файлы | Добавил: yaninatsaregorodseva
Просмотров: 3223 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar